Обзор рынка ионообменных смол

Мировой объём рынка ионообменных смол ежегодно растёт примерно на 5%. Даже в разгар пандемии наблюдались предпосылки для роста. В тот период резко увеличился спрос на бытовые фильтры для воды, а также потребление сверхчистой воды со стороны фармацевтических предприятий. В 2024-м году оборот рынка ионообменных смол приблизился к отметке в 2 миллиарда долларов. Среди факторов, сдерживающих рост потребления смол можно выделить нестабильность цен на сырьё, а также острую конкуренцию со стороны мембранных технологий. Последний фактор, как и любая конкуренция, традиционно обнажает недостатки любой технологии. К примеру, тот факт, что ионообменные смолы не способствуют удалению из воды патогенных бактерий. Желание оказаться в плюсе вне зависимости от того, какая из двух самых популярных технологий будет расти быстрее, определяет стратегию ведущих игроков на рынке. Такие гиганты сегмента, как DuPont или Lanxess предлагают и обратный осмос, и ионообменные смолы. Их примеру следуют и другие крупные компании. Значимым или даже главным центром производства и потребления ионообменных смол можно назвать Азиатско-Тихоокеанский регион, на долю которого приходится почти половина общего оборота. Лидерами мирового рынка являются следующие компании: DuPont, Ecolab, Eichrom Technologies Llc, Evoqua Water Technologies Llc, Anhui Samsung Resin Co. Ltd, Bio-rad Laboratories Inc., Doshion Polyscience Pvt Ltd, Ion Exchange (India) Ltd, Jacobi Carbons Group, Lanxess, Mitsubishi Chemical Corporation, Novasep. Так как далее мы перейдём к обзору российского рынка смол, мы хотели бы отметить китайскую компанию Umek. Её нет в списках лидеров, и она редко попадает в какие либо обзоры. Наше внимание она привлекла активным участием в выставках и созданием весьма информативного интернет ресурса на русском языке. Подобными ресурсами пожет похвастаться далеко не каждый представленный на российском рынке производитель. Umek можно позиционировать не только как производителя, но и как агрегатора связанных с водоподготовкой китайских производств. Долю российского рынка можно назвать весьма скромной – всего лишь 2-3 % от общемирового. В данном обзоре приводятся усреднённые данные из нескольких источников, однако для любого из них остаётся скрытой часть оборота смол в РФ. Речь идёт б/у смолах, которые некоторыми недобросовестными продавцами выдаются за новые. Данное явление наиболее распространено в секторе b2с, где практически полностью отсутствует процедура входного контроля. По усреднённым данным ежегодно в России потребляется около 20 тысяч тонн ионообменных смол. И около 80% составляет импорт. Особенно сложно российским производителям закрыть потребность предприятий в анионитах. И это несмотря на существенную помощь со стороны законодательства (в частности 223-ФЗ). Санкционные изменения оказали очень существенное влияние на распределение долей импорта. Китайские производители окончательно закрепили за собой роль лидера, их поставки составляют около 80% от общего объёма ввозимых смол. Больше 60% из них составляют низкобюджетные смолы, ориентированные на частный сектор и сильно ограниченные в средствах небольшие предприятия. Среди наиболее доступных ионообменных смол мы хотели бы выделить продукцию китайской компании Anhui Sanxing (не путайте с Anhui Samsung). Ценовая политика позволила этому производителю завоевать существенную долю рынка в России. При знакомстве с их продукцией вам может пригодиться система названий смол, которую мы рассматривали в разделе теории. Наиболее востребоваными на данный момент можно назвать их смолы: 001х4 и 001х7. Так как низкобюджетная продукция отличается и соответствующим качеством, она не может закрыть потребности высокотехнологичных предприятий. Следовательно, уход с российского рынка таких марок, как Lewatit или Dowex не мог не сказаться на потребителях, ориентированных на продукцию премиум класса. Кроме того, далеко не каждый производитель способен предложить моносферные смолы, с коэффициентом однородности не более 1,1. Однако среди мировых лидеров в производстве смол обнаружилось и вселяющее оптимизм движение в обратном направлении. В качестве яркого примера может служить возвращение на российский рынок такой известной известной марки смол, как Doshion (Индия). Эти иониты успешно соперничают с европейскими и американскими марками даже в регионах, из которых те не уходили. Помимо полюбившихся потребителям за время прошлого пришествия на российском рынке катионитов CSA 9 и CSA 121, в этот раз компания уже успешно испытывает на российских объектах смолу DCHR 71 для удаления тяжёлых металлов из промышленных стоков, смолы катализаторы СМС 1900 и СМС 2400. Всего же в ассортименте Doshion около ста наименований смол для различных применений, включая смолы для извлечения золота и урана.